Из чего сделаны зубы человека

Содержание

Как устроены зубы человека: строение, схема расположения, фото

Красивая улыбка – это модно. Поэтому здоровью зубов в наши дни уделяется огромное внимание. К сожалению, их безупречным видом может похвастаться далеко не каждый,хотя современные стоматологические разработки способны по максимуму приблизить их к идеалу.

В нашей статье мы будем говорить не об этом. Мы обсудим анатомическое строение зуба человека, схема которого приведена на нашем сайте.

Как устроены наши коренные зубы

Коренные зубы – это единственный человеческий орган, который самостоятельно не восстанавливается. Именно поэтому их нужно беречь и регулярно отслеживать любые изменения в их состоянии. Ведь недаром рекомендуют регулярный осмотр врача-стоматолога каждые 6 месяцев.

Коренные зубы требуют тщательного ухода

Если рассматривать укрупненной, то каждый коренной зуб, фото которого можно увидеть на нашем сайте, состоит из коронковой и корневой части. Коронковая часть – та которая находится выше уровня десны, сверху покрыта самой прочной в организме человека тканью – эмалью, которая защищает более мягкий внутренний ее слой – дентин, который является основой зуба.

Несмотря на прочность и надежность, эмаль невероятно подвержена влиянию извне. Нарушить ее состояние может, и плохой уход, и вредные привычки, и наследственность. В трещины на эмали попадают болезнетворные бактерии, вызывая интенсивное разрушение тканей. У человека развивается кариозный процесс, который захватывает и дентин.

При отсутствии лечения, инфекция проникает в корневую часть, развивается острый пульпит и другие не менее опасные недуги.

Что касается строения корневой части, то главными ее элементами являются артерии, вены и нервные волокна, питающие зуб. Они располагаются в пульпе корневого канала и через апикальное отверстие соединяются с магистральным сосудисто-нервным пучком.

Дентин ниже уровня десны покрыт цементом, который с помощью коллагеновых волокон крепится к периодонту. Корни зубов человека, фото их иллюстрирует очень хорошо, скрываются в альвеолах – своеобразных углублениях челюстной кости.

Любое его поражение требует полного его удаления. Восстановлению сломанный корень не подлежит.

Строение челюсти и коренных зубов взрослого человека заслуживает отдельного раздела. Об этом и пойдет ниже речь.

Виды человеческих зубов

При посещении стоматологического кабинета мы слышим разные, непривычные нашему уху названия и, порой, даже не понимаем о чем идет речь. Этот раздел предназначен для того, чтобы разобраться как называются зубы человека чтобы, при необходимости, научиться вникать в степень обнаруженных у вас стоматологических проблем.

Итак, во рту у нас есть:

  • Центральные и боковые резцы;
  • Клыки;
  • Предмоляры или малые коренные зубы;
  • Моляры или большие коренные зубы.

Для того, чтобы обозначить их положение на верхней и нижней челюсти, в стоматологической практике используется так называемая зубная формула, согласно которой номера молочных зубов записываются латинскими цифрами, а коренных – арабскими.

При полном наборе зубов у взрослого человека, запись зубной формулы будет следующей: 87654321 / 123465678. Итого 32 штуки.

С каждой стороны расположены 2 резца, 1 клык, 2 премоляра, 3 моляра. К молярам также принято относить зубы мудрости, которые растут в последнюю очередь. Как правило, после 20 лет.

Что касается детей, то у них зубная формула будет иметь другой вид. Ведь молочных зубов всего 20.

Но об этом поговорим чуть позже, а сейчас разберемся со строением резцов, клыков, премоляров и моляров, а также обсудим их отличия.

Особенности строения верхних зубов

В зону улыбки входят центральные и боковые резцы, клыки и премоляры. Моляры же называют жевательными, поскольку их основным предназначением является пережевывание пищи. Каждый из них выглядит по разному.

Итак, единички – центральные резцы. Их коронковая часть утолщена и слегка уплощена, они имеют один длинный корень. Подобной формой обладают также двоечки – боковые резцы. Они, также как и центральные резцы, имеют с режущего края по три бугорка от которых по зубному каналу отходят по 3 отрога пульпы.

Клыки по своей форме напоминают зубы животного. Они имеют заостренный край, выпуклую форму и всего один бугорок на своей режущей части. Первые и вторые премоляры, или, как их называют зубные врачи четверка и пятерка имеют очень большое внешнее сходство, разница состоит лишь в размерах их щечной поверхности и в строении корня.

Далее идут моляры. Шестерка имеет самый крупный размер коронковой части. Она у нее похожа на внушительных размеров прямоугольник, а жевательная поверхность по своей форме напоминает другую геометрическую фигуру – ромб. Шестерка имеет 3 корня – один небный и два щечных.

Семерка от шестерки отличается чуть меньшими размерами и разным строением фиссур. А вот восьмерка или, по народному, зуб мудрости даже вырастает не у всех. Классическая его форма должна быть такой же как и у обычных моляров, а его корень напоминает мощный ствол.

Верхние зубы мудрости считаются самыми капризными.

Беспокоить человека они могут начать еще на этапе своего прорезывания, а при удалении могут создать сложную ситуацию из-за своих перекрученных и искривленных корней. На противоположной челюсти находятся их антагонисты. Им будет посвящен наш следующий раздел.

Особенности строения нижних зубов

Из чего состоят зубы и клыки у человека, фото передает достаточно точно, равно как и их внешний вид. По нему можно судить о том, что строение зубов нижней челюсти совершенно не похоже на строение их на верхней челюсти. Рассмотрим этот момент подробнее.

Зубы нижней челюсти имеют те же названия, что и верхней, а структура их будет несколько отличаться.

Центральные резцы являются самыми маленькими по размеру. Они имеют небольшой плоский корень и 3 слабовыраженных бугорка. Боковой резец больше центрального всего на несколько миллиметров. У него тоже очень маленький размер, узкая коронка и небольшой плоский корень.

Нижние клыки формой похожи на своих антагонистов, но они при этом более узкие и слегка отклонены назад.

Первый премоляр на нижней челюсти имеет округлую форму, плоский и сплюснутый корень, а также некоторую скошенность в сторону языка.

Второй премоляр немного крупнее первого за счет более развитых бугорков и наличия подковообразной фиссуры между ними.

Больше всего бугорков имеет первый моляр, то есть нижняя шестерка. Его фиссура напоминает букву Ж, к тому же он имеет целых 2 корня. В одном из них – один канал, а во втором – два. Вторые и третьи моляры очень похожи своей формой на первые.

Отличает их лишь количество бугорков и расположенных между ними фиссур, которые, особенно на восьмерке, могут иметь причудливую форму.

Как выглядят молочные зубы

Молочные зубы являются предшественниками коренных. Начинают появляться они еще на первом году жизни младенца и первым, как правило, пробивает десну нижний центральный резец. Период прорезывания зубов многие родители вспоминают с содроганием. Так много мучений они доставляют крохам. Процесс этот небыстрый – он растянут во времени.

От появления первого зубика до последнего может пройти два, а то и с два с половиной года.

Среднестатистический трехлетний карапуз имеет во рту полный комплект зубов в количестве 20 штук. С ними ребенок будет ходить лет до 11 – 12. Но меняться они на коренные начнут с 5 – 7 лет.

Фото беззубых детей школьного возраста родители хранят в семейных альбомах. Но вернемся к тому, какое оно, строение молочных зубов у детей. Начнем с их формы.

Она будет приблизительной такой же, как и у постоянных.

Разница будет лишь в их малых размерах и белоснежном цвете. Однако, степень минерализации эмали и дентина у них слабая, поэтому они больше подвержены кариесу. Поэтому уход за ними должен быть регулярным и тщательным.

Строение зуба молочного отличается еще и большим объемом пульпы, которая невероятно подвержена воспалениям. Именно поэтому у детей кариес стремительно превращается в пульпит.

Молочные зубы не имеют длинных корней, к тому же они неплотно сидят в пародонтальной ткани. Это существенно облегчает процесс замены их на постоянные. Хотя для детей процесс их удаления – это всегда стресс.

Зубы считаются одной из самых сложных систем нашего организма. Их значение для нашей полноценной жизни неоценимо. Поэтому заботиться о их состоянии и здоровье нужно начинать с малых лет. И взять себе за правило, каждые полгода наведываться к дантисту.

Источник: https://vashyzuby.ru/poznavatelno/stroenie-zuba-cheloveka.html

Зубы человека: анатомия, строение, функции

Эта статья расскажет Вам:

  • что такое человеческие зубы;
  • из чего они состоят и как различаются;
  • какие функции возлагаются на зубы.

Зубы играют важную роль в человеческом организме. Первоначально зубы человека были больших размеров и выполняли одну главную задачу – измельчение пищи (чаще, твердой и грубой).

Но с развитием человека и общества зубные единицы стали рассматриваться не только, как устройства для пережевывания пищи, но и как эстетическая составляющая внешности успешных людей.

Исчезновение из рациона первобытной пищи и достижения стоматологической науки позволяют сегодня любому желающему иметь здоровый и привлекательный зубной ряд.

Несмотря на то, что практически все люди стремятся к тому, чтобы иметь красивую белоснежную улыбку, ежедневно очищают зубной ряд и периодически посещают стоматолога, мало кто задумывается о происхождении и строении зубных единиц. Их тридцать две на двух челюстях, они белого цвета, блестят, могут болеть… Пожалуй, на этом общие познания заканчиваются. Но знать, что из себя представляет зуб, полезно всем.

Зубными единицами называются костные образования в ротовой полости, выполняющие механическую обработку, захватывание и удержание пищи. Вместе с языком, губами и мышцами зубные единицы входят в жевательный аппарат человека. Их рост и развитие обусловлены генетикой. Расположение зубных единиц на челюстях и время их прорезывания во многом зависит от наследственности.

Функции зубов

Изначально зубы человека, как и животного, были настроены только на первичную механическую обработку пищи, упрощающую процесс пищеварения. Чем мельче кусочки пищи, попадающие в желудок, тем легче идет процесс переваривания еды и усвоения полезных веществ.

Второй важной функцией зубных единиц человека является формирование звуков и постановка речи. Если ребенок в раннем возрасте теряет хотя бы один резец, скорее всего, впоследствии похода к логопеду не избежать. Некоторые звуки просто невозможно произносить без помощи зубных единиц. Отсутствующие передние зубы нередко становятся причиной картавости и шепелявости.

Третьей функцией зубного ряда считается эстетика. Красивые зубные единицы свидетельствуют о физическом и моральном здоровье их обладателя. А неправильный прикус или потеря коренной единицы влечет за собой деформации формы лица (увеличение щеки, искривление носа и т.д.).

Классификация зубов

Зубные единицы имеют разные формы – это, наверное, замечали все. И, зависимо от формы, разнится их назначение. Существует четыре основных типа:

  • Резцы — передние зубы,прорезаются первыми у детей, применяются для разрезания и захватывания пищи;
  • Клыки — конусовидные зубы, служат для удержания и разрывания пищи
  • Премоляры – применяются для измельчения и пережевывания пищи (малые коренные)
  • Моляры (большие коренные) — дистальные (задние) зубы, служат для пережевывания пищи, насчитывают чаще два корня на нижней челюсти и три – на верхней.

Принято выделять непостоянные (молочные) и постоянные (коренные зубы).

Молочные зубные единицы являются первым комплектом зубов человека. Это название закрепилось за ними, потому что они прорезаются в период, когда ребенок питается молоком из материнской груди. Анатомия зуба непостоянного типа мало отличается от анатомии постоянного. Но выделяют три основных отличия:

  • меньший размер;
  • малая насыщенность зубных тканей минералами;
  • укороченные корни и слабое крепление в альвеоле.

Малый размер обусловлен небольшим объемом челюсти ребенка, слабая минерализация снижает сопротивляемость кариесу, а строение корней, не позволяющее зубным единицам крепко держаться, способствует не слишком болезненному выпадению в назначенный период.

Анатомия постоянных зубов

Стандартная анатомия зубов исчисляется тридцатью двумя коренными единицами. Однако зачастую «восьмерки», завершающие формирование зубного ряда взрослого человека, портят статистику, могут быть удалены или не прорезаться вовсе, и в итоге человек обнаруживает у себя во рту всего двадцать восемь или тридцать единиц.

Для удобства стоматологи делят челюсти пополам, получая две нижние и две верхние четверти с левой и с правой стороны.

Если четвертинка состоит из восьми зубов, то в самой глубине челюсти прорезался зуб мудрости, ближе к центру ряда располагаются моляры (две штуки) и премоляры в таком же количестве, за ними следует один клык (клыки представлены в количестве всего четырех штук на обеих челюстях) и резцы (боковой и центральный).

Строение зубов

Строение зуба человека не представляет сложности. Выделяют три главных составляющих зубной единицы – это коронка, шейка и корень. Обычно, когда речь заходит о зубных единицах, имеется в виду коронка – единственная видимая человеческому глазу зубная часть.

Она возвышается над десной и защищает внутреннюю зубную полость, а покрывает ее зубная эмаль – самая твердая ткань человеческого организма. Зубная шейка – это место перехода коронки в корень, она находится под десной. Под действием некоторых заболеваний шейки могут оголятся и становиться видимыми. Корень зуба располагается в зубной лунке (альвеоле).

Индивидуальное строение зуба подразумевает разное количество корней – от одного до трех, а иногда до пяти (отдельные «восьмерки» могут обладать четырьмя или пятью корнями).

Строение зубных тканей

Строение зубов с точки зрения гистологии (науки, изучающей ткани живых организмов) выглядит таким образом:

  1. Эмаль – самый верхний зубной слой, изначально покрытый кутикулой. Под воздействием слюны на нем образуется защитная оболочка – пелликула.
  2. Дентин – это зубная основа. По строению очень схож с костью, но его прочность повышается за счет насыщенности минералами. Дентиновый слой скрывается под эмалью, а в тех местах, где эмали анатомически нет, его защищает цемент.
  3. Пульпа – представляет собой соединительную ткань, имеющую губчатое строение и пронизанную нервами и сосудами.
  4. Цемент – костная ткань, покрывающая шейку и зубной корень, и фиксирующая зубную единицу в альвеоле.

На фото представлен вид зубной единицы в разрезе

Важную роль для зубных единиц выполняют десны. Они удерживают их, уменьшают жевательные нагрузки на зубные ткани, защищают от патологических изменений, помогают поддерживать чувствительность зубных единиц.

Профессиональная нумерация зубов

Система нумерации зубных единиц разработана стоматологами для упрощения диагностики и конкретизации информации в амбулаторной карте пациента.

И этот факт был бы неинтересен рядовому пациенту, если бы не особенности этой самой нумерации.

Нередко пациенты стоматологических клиник слышат, что у них есть тридцать девятая или сорок пятая зубная единица. Но всего-то их вырастает тридцать две.

Наибольшей популярностью у специалистов стоматологического дела пользуется двухцифровая система нумерации Виола, принятая в 1971 году. Зубные единицы начинают нумероваться не с цифры «1», а с «11». Челюсти делят пополам и получают четыре зубных блока.

Нумерация начинается с правого верхнего блока (11-18), затем считают левый верхний (21-28), далее идет левый нижний (31-38) и правый нижний (41-48). Считают от первого резца до третьего моляра.

Молочный зубной ряд нумеруется по тому же принципу, начиная с цифры «51».

Вы хотите попасть на прием к проверенному квалифицированному стоматологу?

Если Вы пребываете в поисках хорошей стоматологической клиники в Харькове, куда можно обратиться без сомнения и страха выбросить деньги на ветер, не получив желаемого результата, мы ждем Вас в «МистоДент».

У нас работает команда первоклассных специалистов, готовая оперативно прийти к Вам на помощь. Лечение и диагностика в клинике проводятся на европейском уровне с использованием самых качественных материалов и приборов, а также новейшего оборудования, обеспечивающего безопасность и безболезненность лечебных мероприятий. Наши двери всегда открыты для Вас!

Источник: https://misto-dental.com.ua/zuby-cheloveka/

Схема строения зуба

Мы подготовили интерактивную карту-схему — строение зубов и подробное описание всех 23 разделов зуба. Нажмите на соответствующую цифру и вы получите всю нужную информацию. С помощью схемы изучить все особенности строения зуба будет очень просто.

Коронка зуба

Коронка зуба (лат. corona dentis) — выступающая над десной часть зуба. Коронка покрыта эмалью — твердой тканью, на 95% состоящей из неорганических веществ и подвергающейся наиболее мощному механическому воздействию.

В коронке зуба располагается полость — ближе к поверхности идет дентин (твердая ткань толщиной 2-6 мм), далее — пульпа, заполняющая как часть коронки, так и корневую часть зуба. В пульпе располагаются сосуды и нервы зуба. Чистка зубов, снятие зубных отложений осуществляются именно с коронок зубов.

Шейка зуба

Шейка Зуба (лат. collum dentis) часть зуба между коронкой и корнем, охваченная десной.

Корни зуба

Корень Зуба (лат. radix dentis) часть зуба, расположенная в зубной альвеоле.

Фиссура

На жевательной поверхности задних зубов, между буграми зубов расположены бороздки и канавки — фиссуры. Фиссуры могут быть узкими и весьма глубокими. Рельеф фиссур индивидуален у каждого из нас, но зубной налет застревает в фиссурах у всех.

Очистить зубной щеткой фиссуры почти невозможно. Бактерии полости рта, перерабатывая налет, образуют кислоту, которая растворяет ткани зуба, образуя кариес. Даже тщательной гигиены рта порой бывает недостаточно. В связи с этим во всем мире в течение 20 лет с успехом используется герметизация фиссур.

Эмаль зуба

Зубная эмаль (или просто эмаль, лат. enamelum) — внешняя защитная оболочка коронковой части зубов человека.

Эмаль является самой твёрдой тканью в организме человека, что объясняется высоким содержанием неорганических веществ — до 97 %. Воды в зубной эмали меньше, чем в остальных органах, 2—3 %.

Твёрдость достигает 397,6 кг/мм² (250—800 по Виккерсу). Толщина слоя эмали отличается на различных участках коронковой части зуба и может достигать 2,0 мм, а у шейки зуба сходит на нет.

Правильный уход за зубной эмалью является одним из ключевых моментов личной гигиены человека.

Дентин

Дентин (dentinum, LNH; лат. dens, dentis — зуб) — твердая ткань зуба, составляющая его основную часть. Коронковая часть покрыта эмалью, корневая часть дентина закрыта цементом.

Состоит из 72% неорганических веществ и на 28% органических веществ.

Состоит в основном из гидроксиапатита (70% по весу), органического материала (20%) и воды (10%), пронизанного дентинными канальцами и коллагеновыми волокнами.

Служит основой зуба и поддерживает зубную эмаль. Толщина слоя дентина колеблется от 2 до 6 мм. Твёрдость дентина достигает 58,9 кгс/мм².

Различают околопульпарный (внутренний) и плащевой (наружный) дентин. В околопульпарном дентине коллагеновые волокна располагаются преимущественно конденциально и носят название волокон Эбнера. В плащевом дентине коллагеновые волокна располагаются радиально и носят название волокна Корфа.

Дентин подразделяют на первичный, вторичный (заместительный) и третичный (иррегулярный).

Первичный дентин образуется в процессе развития зуба, до его прорезывания. Вторичный (заместительный) дентин формируется на протяжении всей жизни человека.

От первичного отличается более медленными темпами развития, менее системным расположением дентинных трубочек, большим количеством эритроглобулярных пространств, большим количеством органических веществ, более высокой проницаемостью и меньшей минерализацией.

Третичный дентин (иррегулярный) формируется при травмах зуба, препарировании зуба, при кариозных и других патологических процессах, как ответная реакция на внешнее раздражение.

Пульпа зуба

Пульпа (лат. pulpis dentis) — рыхлая волокнистая соединительная ткань, заполняющая полость зуба, с большим количеством нервных окончаний, кровеносных и лимфатических сосудов.

По периферии пульпы располагаются в несколько слоев одонтобласты, отростки которых находятся в дентинных канальцах на протяжении всей толщи дентина, осуществляя трофическую функцию. В состав отростков одонтобластов входят нервные образования, проводящие болевые ощущения при механическом, физическом и химическом воздействий на дентин.

Кровообращение и иннервация пульпы осуществляются благодаря зубным артериолам и венулам, нервным ветвям соответствующих артерий и нервов челюстей. Проникая в зубную полость через апикальное отверстие канала корня зуба, сосудисто-нервный пучок распадается на более мелкие ветви капилляров и нервов.

Пульпа способствует стимуляции регенеративных процессов, которые проявляются в образовании заместительного дентина при кариозном процессе. Кроме того, пульпа является биологическим барьером, препятствующим проникновению микроорганизмов из кариозной полости через канал корня за пределы зуба в периодонт.

Нервные образования пульпы осуществляют регуляцию питания зуба, а также восприятия зубом различных раздражений, в том числе и болевых. Узкое апикальное отверстие и обилие сосудов и нервных образований способствует быстрому увеличению воспалительного отека при остром пульпите и сдавливанию отеком нервных образований, что обусловливает сильную боль.

Полость зуба

(лат. cavitas dentis) Пространство внутри зуба, образующееся из полости коронки и каналов корней. Эта полость заполнена пульпой.

Полость коронки зуба

(лат. cavitas coronae) Часть полости зуба, располагающаяся под коронкой и повторяющая ее внутренние очертания.

Каналы корней зуба

Корневой канал зуба (лат. canalis radicis dentis) — представляет собой анатомическое пространство внутри корня зуба.

Данное природное пространство в пределах коронковой части зуба состоит из пульповой камеры, которая соединяется одним или несколькими основными каналами, а также более сложными анатомическими ответвлениями, которые могут соединить корневые каналы друг с другом или с поверхностью корня зуба.

Нервы

(лат. nervae) Отростки нейронов, проходящие через верхушку зуба и заполняющие его пульпу. Нервы осуществляют регуляцию питания зуба и проводят болевые импульсы.

Артерии

(лат. arteriae) Кровеносные сосуды, по которым кровь от сердца поступает ко всем остальным органам, в данном случае — в пульпу зуба. Артерии питают зубные ткани.

Вены

(лат. venae) Кровеносные сосуды, по которым кровь возвращается из органов обратно к сердцу. Вены заходят в каналы и пронизывают пульпу зуба.

Цемент

Цемент (лат. — cementum) — специфическая костная ткань, покрывающая корень и шейку зуба человека, а также зубов других млекопитающих. Служит для плотного закрепления зуба в костной альвеоле. Цемент состоит на 68—70 % из неорганического компонента и 30—32 % из органических веществ.

Цемент подразделяется на бесклеточный (первичный) и клеточный (вторичный).

Первичный цемент прилежит к дентину и прикрывает боковые поверхности корня.

Вторичный цемент покрывает верхушечную треть корня и область бифуркации многокорневых зубов.

Верхушки корней зуба

(лат. apex radicis dentis) Самые нижние точки зубов, находящиеся на их корнях. На верхушках располагаются отверстия, через которые к зубу проходят нервные и сосудистые волокна.

Апикальные отверстия

(лат. foramen apices dentis) Места вхождения в зубные каналы сосудистых и нервных сплетений. Апикальные отверстия располагаются на верхушках корней зуба.

Альвеола (альвеолярная лунка)

(альвеолярная лунка) (лат. alveolus dentalis) Выемка в челюстной кости, в которую заходят корни зуба. Стенки альвеол образуют прочные костные пластины, пропитанные минеральными солями и органическими веществами.

Альвеолярный сосудисто-нервный пучок

(лат. aa., vv. et nn alveolares) Сплетение кровеносных сосудов и нервных отростков, проходящее под альвеолой зуба. Альвеолярный сосудисто-нервный пучок заключен в эластичную трубку.

Периодонт

Периодонт (лат. Periodontium) — комплекс тканей, находящихся в щелевидном пространстве между цементом корня зуба и пластинкой альвеолы. Его средняя ширина составляет 0,20-0,25 мм. Наиболее узкий участок периодонта находится в средней части корня зуба, а в апикальном и маргинальном отделах его ширина несколько больше.

Развитие тканей периодонта тесно связано с эмбриогенезом и прорезыванием зубов. Начинается процесс параллельно с формированием корня зуба. Рост волокон периодонта происходит как со стороны цемента корня, так и со стороны кости альвеолы, навстречу друг — другу.

С самого начала своего развития волокна имеют косой ход и располагаются под углом к тканям альвеолы и цемента. Окончательное развитие периодонтального комплекса наступает после прорезывания зуба. В то же время, сами ткани периодонта участвуют в этом процессе.

Необходимо отметить, что, несмотря на мезодермальное происхождение составных компонентов периодонта, в его нормальном формировании принимает участие эктодермаэпителиальное корневое влагалище.

Десневые желобки

(лат. sulcus gingivalis) Щели, образующиеся в местах прилегания коронки зуба к деснам. Десневые желобки проходят по линии между свободной и прикрепленной частями десны.

Десна

Дёсны (лат. Gingiva) — это слизистая оболочка, покрывающая альвеолярный отросток верхней челюсти и альвеолярную часть нижней челюсти и охватывающая зубы в области шейки. С клинической и физиологической точек зрения в десне различают межзубный (десневой) сосочек, краевую десну или десневой край (свободная часть), альвеолярную десну (прикреплённая часть), подвижную десну.

Гистологически десна состоит из многослойного плоского эпителия и собственной пластинки. Различают эпителий полости рта, соединительный эпителий, эпителий борозды. Эпителий межзубных сосочков и прикреплённой десны более толстый и может ороговевать.

В этом слое различают базальный, шиповатый, зернистый и роговой слои.

Базальный состоит из цилиндрических клеток, шиповатый — из клеток полигональной формы, зернистый — из уплощённых клеток, а роговатый слой представлен несколькими рядами полностью ороговевших и лишённых ядер клеток, которые постоянно слущиваются.

Слизистые сосочки

(лат. papilla gingivalis) Фрагменты десен, расположенные на их возвышении в области между соседними зубами. Десневые сосочки соприкасаются с поверхностью зубных коронок.

Челюсти

(лат. maxilla — верхняя челюсть, mandibula — нижняя челюсть) Костные структуры, являющиеся основой лица и самыми большими костями черепа. Челюсти образуют ротовое отверстие и определяют форму лица.

Стоматологическая анатомия считается одной из сложнейших составляющих человеческого организма, строению полости рта посвящены много научных работ, но некоторые аспекты до сих пор не изучены досконально.

Например, почему у одних людей зубы мудрости растут, а у других их нет. Или почему некоторые из нас чаще страдают зубной болью, чем другие.

Более подробную информацию об индивидуальных особенностях строения, возможных патологиях и аномалиях в развитии зубов ищите на страницах нашего сайта.

Источник: https://CreateSmile.ru/stroenie-zuba/

Как устроен зуб человека – изучаем свое тело с детьми

Все родители хотят научить детей ухаживать за своим телом, особенно за зубками. Но для многих ребятишек, объяснения почему это необходимо делать, остаются пустым звуком. Нужно показать, научить, объяснить наглядно, что бывает если не соблюдать правила гигиены и безопасности. Мы начинаем серию занятий о полости рта, сегодняшний урок первый – как устроен зуб человека.

  1. По какой книге мы проводим занятия
  2. Повторение информации о ротике
  3. Составляющие зуба – делаем макет
  4. Закрепление информации

Здравствуйте дорогие читатели, мы продолжаем углубляться в начальную анатомию. Нет лучшего средства защитить наших любимых деток, чем объяснить им насколько хрупок наш организм, как за ним ухаживать, как помочь работать ему на протяжении всей жизни и быть здоровыми.

В этой родительской работе столько разных аспектов! Занятия спортом, правильное питание, гигиена, осторожность в действиях и движениях.

Список можно продолжать, но слышат ли нас наши дети, или воспринимают мамины повторения о необходимом действии, как писк раздражающего комара?

На самом деле каждый из нас знает ответ на этот вопрос, так как мы наблюдаем за нашими чадами ежедневно. Чтобы в пустую не сотрясать воздух, давайте лучше дадим им возможность узнать всё о своем теле. Тогда ваше “ты почистил зубы?”, будет восприниматься как забота, а не наставление.

Детям про зубки

Казалось бы, не так давно мы с сыном читали сказку “Зубные монстры. Что они делают у меня во рту”, которая произвела огромное впечатление на трехлетнего тогда ребенка. Он сам бежал чистить зубки, чтобы подобное не произошло с ним.

Затем появилась небольшая энциклопедия “Зубная книга” – информация пополнялась. Но сейчас, в преддверии семилетия, ее явно недостаточно – мы вновь столкнулись с проблемой напоминания и контроля со стороны мамы во время гигиенических процедур полости рта.

Значит придется копать глубже.

Как будем заниматься

К сожалению на книжном рынке долго не появлялось книги, которая могла бы мне помочь в расширении знаний ребенка.

Я видела не раз отзывы об экземпляре издательства Эксмо Невероятное путешествие по Зубландии и наконец-то она у нас появилась. Скажу вам, что это действительно путешествие по зубастой стране.

Но мы конечно же не станем просто ее читать, мы будем выполнять задания, дополнять их своими и надеюсь, достигнем понимания о важности беречь свой ротик. Вы с нами?

Тогда договоримся так: если у вас есть эта книга, доставайте ее и занимайтесь вместе с нами. Я постараюсь, чтобы было максимально интересно и познавательно. Проверьте если вы являетесь моим подписчиком, описание новых занятий я рассылаю по почте.

Если вы не уверены нужна ли вам подобная книга, не переживайте, почти все занятия можно воссоздать дома, заведя например, специальную тетрадь по теме и вписывая туда вопросы, ответы и наблюдения от руки.

Кому это подойдет? Ребятам умеющим читать и писать, примерный возраст 6-9 лет.

С чего начнем

Итак, с чего начнется наше приключение по Зубландии? Конечно же со знакомства с ее жителями. Для этого откройте картинку в полном размере и прочтите с ребенком вступление.

https://www.youtube.com/watch?v=pWEWVBYYXtk

Если вы считаете, что вашему чаду по возрасту всё еще необходима сказочная подоплека для восприятия информации, советую подготовить персонажей, которые проведут его через все занятия о зубах.

Тем у кого есть книга, скорей всего их делать не придется, так как ребенок будет встречаться с ними на каждом развороте. Остальным советую нарисовать на плотной бумаге, ламинировать красавцев, которых вы видите на картинке.

Также с удовольствием предложу идею Жени, она воссоздала атмосферу сказочной страны при помощи папье-маше и малярного скотча. Всего их будет 5: Мила, Митя, Коля, Зубик-историк и Зуб Зубыч.

К возрасту 6 лет, обычно ребята уже имеют элементарные знания о своем ротике: что родились они беззубые, затем у них постепенно появились молочные зубки, которые уже начали или скоро начнут меняться на коренные. Поэтому здесь, как в любом обучении, не помешает повторение. Открывайте картинку кликом и читайте. Мой сын, которому сейчас 6 лет 7 месяцев, воскликнул после прочтения:

Мама, это же история как жизнь зародилась на Земле!

Вот теперь начнется наше занятие по изучению достаточно серьезных фактов.

Разбираемся как устроен зуб человека

Для начала вспомните и обсудите, что все факты индивидуальны и всё же существуют стандарты:

  1. У новорожденного еще нет зубов: ведь они не нужны, чтобы пить молоко!
  2. Зубки начинают прорезываться примерно в полгода. В это время малыши жуют прорезыватели – это игрушки из силикона со специальной охлаждающей жидкостью внутри. Малыш жует прорезыватель, чтобы массировать десны, тогда они меньше болят. (Найдите фото своего чада, если таковое имеется, грызущим подобную игрушку и покажите ему).
  3. У годовалого малыша уже появляются четыре верхних и четыре нижних зубика.
  4. К трем годам большинство деток может похвастаться 20 “жемчужинами”, которыми могут грызть яблоки и морковку.

А теперь расскажите своему сыну или дочке, факты именно о его ротике. Можете сделать подборку фотографий для наглядности.

Если пользуетесь описанной мною выше книгой, то у вас будет возможность нарисовать улыбающийся портрет и записать во сколько появился первый зубик, сколько их сейчас в данном возрасте.

Или же это будет первая страничка вашей тетради, которую вы надеюсь, завели для изучения полости рта.

Теперь переходим к развороту “Как устроен зуб человека” и видим почему издательство рекомендует информацию на возраст 6+. А вдруг и правда увлечем и зародим желание стать стоматологами?

Делаем макет

Давайте с вами вспомним уважаемые родители, что дитя воспринимает информацию через разные каналы. Данная работа будет полезна для кинестетиков, дискретов и визуалов. То есть, поможем усвоить материал пропуская его через руки, логическое мышление и визуальный образец. Для этого нам потребуется:

  • Пластилин;
  • стека;
  • зубочистки;
  • канцелярские наклейки;
  • ручка.

После введения и повторения предложите ребенку сделать макет увиденной на картинке схемы. Скорей всего понадобится ваша помощь, всё зависит от навыков и возраста ученика. Моему сыну понадобилась помощь в формировании самой идеи – как собрать модель воедино.

Сначала мы подумали, что было бы прекрасно воссоздать целую объемную форму и разрезать ее пополам, как мы это делали с моделью планеты Земля. Но я побоялась, что тонкие линии могут смазаться, тогда время и материалы потратятся зря. Решили пойти путем накладывания одной детали на другую.

Покажу пошаговый процесс:

В этом возрасте уже нет выражений “раскатаем блинчик красного цвета” или “а теперь нам понадобится голубая колбаска” – вещи называются своими именами: “Давай начнем с пульпы – это центральная часть”. При этом ребенок каждый раз возвращается к картинке, находя на ней нужную часть и прочитывая ее функцию. Последовательность наших действий:

  1. Пульпа, кровеносные сосуды, нервные окончания.
  2. Дентин.
  3. Цемент и периодонт (извините, на фото запечатлела только 1 из них).
  4. Десна.
  5. Добавляем коронку и наш макет почти готов!

Подумав, я решила поместить его в одноразовую тарелку, таким образом мы можем брать, двигать, поворачивать не боясь что-либо сдвинуть или помять. Ведь нам возможно, понадобится возвращаться к информации, как устроен зуб человека, на протяжении всей этой темы.

Теперь осталось подписать каждую деталь. Здесь Александру опять представилась возможность повторить названия составляющих, записать их, найти самостоятельно на поделке сделанной своими руками и воткнуть флажки в нужное место.

Закрепление знаний

Остался последний шаг – проверить и закрепить полученные знания. Для этого тоже есть отдельный разворот. Для тех у кого еще нет книжки, скажу, что она предполагает работу на страницах.

Нет, издание совсем не похоже на рабочую тетрадь, оно упаковано в твердую обложку, размером на 1 сантиметр больше формата А4.

Поэтому если у вас несколько ребятишек и вы хотите, чтобы все они смогли ею пользоваться, стоит писать карандашом.

Фото увеличивается

Если плохо видны ответы, повторю их здесь.

Если работаете в тетради, попросите нарисовать цветок, улыбающегося человечка и яйцо. Продиктуйте вопросы, чтобы ребенок записал их вместе с ответами. Если затрудняется, пусть посмотрит на схему или на свой макет.

Источник: https://www.millionairekids.ru/kak-ustroen-zub-cheloveka-detyam/

Анатомическое строение зуба человека: просто о сложном


Часто в кабинете стоматолога можно услышать фразу наподобие: “Так, верхнюю двойку вылечим, тройку не трогаем, а вот 35 зуб придется удалить”. Возможно, вы и сами, обращаясь на прием, заявляете, что у вас болит “четверка”, зная, что это за зуб. Но очень многих пациентов подобные выражения ввергают в полное недоумение.

Какой 35 зуб, их же вроде 32? Какая такая двойка? Чтобы не теряться в кресле врача и понимать, о чем идет речь, не требуется изучать горы литературы. Достаточно один раз разобраться, что откуда вытекает, тем более, что это очень интересно.

Стоматологи, как и представители любой другой медицинской специальности, имеют свой профессиональный язык. Единые стандарты нужны, чтобы оформлять карту пациента без путаницы, чтобы любой другой доктор понять особенности строения полости рта и продолжить лечение.

Называя одну цифру в отношение любого зуба, врач-стоматолог имеет ввиду его анатомо-функциональную принадлежность. Если условно разделить зубной ряд на две половинки и начать отсчет от первого резца, то получится по 8 зубов в каждую сторону (сверху и снизу). Первый резец – это единичка. Второй, соответственно, двойка.

И так до последнего моляра, который зовется восьмеркой. Если врач говорит – нижняя семерка слева, значит, речь идет о нижнем левом втором коренном зубе. Как видите, все очень просто!

Это можно выразить схематично следующим образом (постоянные зубы):

У молочных зубов все то же самое, только зубы обозначаются римскими цифрами (премоляров во временном прикусе нет):

Что касается двузначных обозначений, они были придуманы для того, чтобы упростить письменные записи истории болезни. Вышеописанная сохраняется, но перед числом появляется цифра, обозначающая, на какой челюсти и с какой стороны находится зуб. Условно полость рта делится на сегменты – верхний правый (цифра 1), верхний левый (цифры 2), нижний левый (цифра 3), нижний правый (цифра 4). Как вы заметили, отчет ведется, начиная сверху справа и по часовой стрелке. Сначала пишется сегмент, а затем номер зуба. Например, третий клык сверху справа будет обозначаться как 13 зуб. Нижний резец слева – 32 зуб. У детей сегменты обозначаются цифрами с 5 по 8, чтобы не путать молочный прикус с постоянным. Возьмем тот же третий клык справа. У ребенка он будет обозначаться как 53 зуб. И так дальше по аналогии. Главное, всегда начинайте отчет с правой стороны сверху, тогда не запутаетесь. Это вам не улитки, у которых 25 тыс. зубов! Представляете себе их зубные формулы?

Анатомическое строение зуба

С порядком расположения зубов мы разобрались. Дальше – интереснее! Ведь зуб – это уникальный орган, задуманный природой для осуществления очень важных функций, в первую очередь, жевания. Чтобы прочно удерживаться в кости челюсти, нужен корень. Самый длинный корень – у клыка.

Зубы могут быть однокорневыми и многокорневыми. Строение верхних зубов (моляров) несколько сложнее, чем у нижних, так как у них 3 корня. Особенно много вариаций числа и вида корней у “зубов мудрости”. А вот видимую часть зуба, выступающую над десной, называют коронкой.

Она имеет разную форму у резцов, клыков и моляров, чтобы выполнять функции откусывания, размельчения или пережевывания пищи. Границей между коронкой и корнем служит шейка зуба. Ее обычно не видно, но она может оголяться при некоторых заболеваниях (пародонтозе и т.д.).

Рентгенограмма является своеобразным фото строения зуба и даст вам понятие о том, каково положение дел в полости рта.

Гистологическое строение зуба

Особая твердость зубов обусловлена их строением. Снаружи коронка покрыта эмалью, основу которой составляют кристаллы гидроксиапатита.

На 96% эмаль состоит из неорганических веществ, поэтому она такая твердая (что, впрочем, не говорит о том, что на зубах можно ставить эксперименты, испытывая их на прочность). А вот у дентина, который находится под эмалью, содержание неорганических веществ намного меньше – около 70%.

Он мягче, поэтому и разрушается при кариесе сильнее, чем эмаль. Внутри зуба находится полость, заполненная сосудисто-нервным пучком, или пульпой. Весь богатый спектр болевых ощущений при углублении кариозного процесса связан именно с ней.

В пульпе кроме нервных волокон расположено еще и большое число кровеносных сосудов, через которые инфекция из пораженного зуба распространяется по организму. Вот почему так опасно оставлять не леченными стоматологические болезни.

Строение молочных зубов

Временный прикус отличается от постоянного не только числом зубов (во временном их 20). Молочные зубы имеют голубоватый отлив коронки, которая к тому же намного шире, чем корень.

Минерализация эмали у ребенка меньше, поэтому кариес поражает их очень быстро, да и пульпа занимает больше места по сравнению с постоянными зубами. Каналы у молочных зубов шире, легче проходимы для инструментальной обработки, а сами корни имеют закругленную форму.

Особенности строения молочных зубов обусловливают их быстрое разрушение в случае проникновения инфекции внутрь и очень сильные боли у ребенка, поэтому в детском возрасте навещайте стоматолога своевременно.

Знание особенностей строения зубов поможет вам быстрее найти общий язык со стоматологом и увереннее чувствовать себя при обсуждении вопросов лечения. Вы сможете лучше ориентироваться в производимых врачом манипуляциях и уточнять все интересующие вас моменты с пониманием сути происходящего.

Эта статья носит информативный характер, за подробностями просим вас обращаться к врачу!

Источник: https://dentalgu.ru/statyi/other/anatomicheskoe-stroenie-zuba-cheloveka-prosto-o-slozhnom-/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.